Государственная итоговая аттестация

2024-2025 учебный год

Аналитический отчет  ГИА  2024

2023-2024 учебный год

 



  • Итоговое собеседование по русскому языку в 2023 году на территории Самарской областиИтоговое собеседование – обязательное условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования для обучающихся 9 классов.
    Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление и согласие на обработку персональных
    данных в образовательные организации,     в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного
    общего образования.Оценка выставляется по системе «зачет/незачет».
    Итоговое собеседование в 2022-2023 учебном году будет проходить во вторую среду февраля (8 февраля).
    Повторно к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в марте и мае (15 марта и 15 мая) будут допущены:
    получившие «незачет» в феврале; не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или
    иные обстоятельства), подтвержденным документально; не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
    Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.
    Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования –детей-инвалидов и инвалидов
    продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.Об утверждении сроков и мест подачи заявлений для участия в итоговом собеседовании по русскому языку и государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Самарской области в 2023 году
 
Скачать этот файл (Заявление на ИС.pdf)Заявление на ИС.pdf

Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Выбранные участниками ГИА учебные предметы, форма ГИА, а также сроки участия в ГИА указываются ими в заявлениях, поданных до 1 марта:

  • обучающимися – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования;
  • экстернами – в образовательные организации по выбору экстернов.

Заявления подаются участниками ГИА лично на основании документов, удостоверяющих их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих их личность, и доверенности.

Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА — дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной ФГУ МСЭ, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, предусмотренных Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования.

Участники ГИА вправе изменить перечень указанных в заявлениях экзаменов, а также форму ГИА и сроки участия в ГИА только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ГИА подают заявления в ГЭК с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым они планируют пройти ГИА, и измененной формы ГИА, сроков участия в ГИА. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

Участники ГИА, проходящие ГИА только по обязательным учебным предметам, вправе дополнить указанный в заявлениях перечень учебных предметов для прохождения ГИА. В этом случае указанные участники ГИА не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена подают заявления в ГЭК о дополнении перечня учебных предметов, по которым они планируют пройти ГИА.

Участникам ГИА, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному или двум учебным предметам на ГИА в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года.

Участникам ГИА, проходящим ГИА только по обязательным учебным предметам, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в резервные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам в дополнительный период, но не ранее 1 сентября текущего года.

Заявления на участие в ГИА в дополнительный период не позднее чем за две недели до начала указанного периода подаются указанными лицами лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих их личность, и доверенности в образовательные организации, которыми указанные лица были допущены к прохождению ГИА.

Открытый банк заданий ОГЭ

 

Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.

ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Для получения аттестата участники сдают обязательные экзамены: русский язык и математика, а также еще 2 экзамена по выбору. Помимо четырех обязательных экзаменов учащиеся имеют право выбрать дополнительные.
Участники с ОВЗ имеют право сдавать только 2 обязательных экзамена (русский язык и математика)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Экзаменационные материалы ГИА 9 включают в себя:

  • контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ;
  • тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ;
  • листы (бланки) для записи ответов.

КИМ формируются с помощью открытого банка заданий и специализированного программного обеспечения, размещенных на сайте ФИПИ www.fipi.ru или специально выделенном сайте в сети «Интернет», и тиражируются учредителями, загранучреждениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

До начала экзамена организаторы проводят инструктаж, после проведения которого участникам выдают листы (бланки) для записи ответов.

В случае обнаружения брака или некомплектности экзаменационных материалов организаторы выдают участнику новый комплект экзаменационных материалов.

По указанию организаторов участники заполняют регистрационные поля экзаменационной работы.

Организаторы проверяют правильность заполнения обучающимися регистрационных полей экзаменационной работы.

В случае нехватки места в листах (бланках) для ответов на задания с развернутым ответом по просьбе обучающегося организаторы выдают ему дополнительный лист (бланк). При этом организаторы фиксируют связь номеров основного и дополнительного листа (бланка) в специальных полях листов (бланков).

По мере необходимости обучающимся выдаются черновики. Обучающиеся могут делать пометки в КИМ для проведения ОГЭ и текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ.

ВНИМАНИЕ!

Записи на КИМ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ и черновиках не обрабатываются и не проверяются!

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы должны сообщить участникам о скором завершении экзамена и напомнить о необходимости перенести ответы из черновиков в листы (бланки).

Экзаменационные задания для ГИА выпускников 9 классов – контрольные измерительные материалы (КИМ) – составляют специалисты-предметники ФГБНУ ФИПИ, обладающие соответствующей квалификацией (методисты, научные работники, учителя общеобразовательных учреждений и преподаватели учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования). В их задачу входит разработка заданий вариантов КИМ на каждый год. Для этого ежегодно проводится большое количество экспертиз и анализ результатов состоявшихся экзаменов.
Контролирует всю эту работу Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

УЧАСТНИКАМ С ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Выпускники IX классов, являющиеся лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами, инвалидами, имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.

Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.

Условия организации и проведения ГИА для указанных лиц определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускники с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должны предоставить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях; наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.

Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.

При проведении экзамена в случае необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.

Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.

Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся: 

  • аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования;
  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.

Для слепых обучающихся: 

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления — ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;

Для слабовидящих обучающихся: 

  • экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
  • в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.

СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию.  Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Экзамены — лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям».

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала 

Главное – распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.  Такой способ обеспечит запоминание надолго.